"Асфальт" (реж. Самюэль Беншетри, 2015)



После просмотра фильма мне не стало понятнее, почему у него такое название. Но не страшно, фильм от этого не потерял.
В крошечном захолустном французском городке стоит бетонная многоэтажка. Развалина та еще, на наши хрущевки смахивает. Фильм начинается с того, что жильцы скидываются на новый лифт. Кроме одного, который живет на втором этаже и отказывается платить за лифт, которым не пользуется. А через несколько минут мы видим, как у него отказывают ноги и он вынужден кататься в инвалидном кресле. Это не спойлер, это просто начало новеллы про этого персонажа. Всего новеллы три - и все они вот такие же абсурдные, местами смешные, но не так, что над ними хочется смеяться, скорее героям хочется посочувствовать.
Фильм смотрится легко, три истории переплетаются друг с другом, все они - про жильцов этого дома, да и лифт постоянно играет связующую роль. Единственным пришельцем (буквально из космоса) является американский астронавт (Майкл Питт), но попадая в этот чуднОй дом он вынужден играть по его правилам.
Этот фильм про попытки наладить общение, взаимопонимание. Во всех трех историях этому есть препятствия. В новелле про астронавта и прекрасную арабскую женщину, живущую на последнем этаже - это простой языковой барьер. Он не говорит по-французски, она - по английски. Общаются жестами, но понимают друг друга. В новелле про одинокого школьника и престарелую актрису (Изабель Юппер) - это возрастной барьер, они из разных эпох, но их сближает искусство - кино и театр. В третьей, самой абсурдной и трогательной истории про инвалида и медсестру - это самый сложный барьер: ложь. Но и он преодолевается в некотором роде...
Меня поразило, как мало слов в этом фильме, хоть он и про общение. Французы как-то умеют создавать такие ситуации, когда все понятно и без слов. И это прекрасно для кино, это самый действенный метод. А еще на протяжении всего фильма герои слышат странный звук. Кто-то говорит, что это - плачет ребенок. Кто-то - что это рычит тигр. Этот звук привносит нотку одиночества, которое всем этим людям знакомо.
Фильм хороший, не шедевральный, покровов не срывает, откровений не делает, все довольно камерно. Местами трогательно, местами грустно, чаще просто абсурдно. Жизненно, в общем.

П.С.
Отдельно обидно за Майкла Питта. Вид у него в этом фильме, как будто во время съемок он проходил какое-то лечение... жуткий видок, да и роль ему не очень идет. Жаль, хороший же актер.