"Новейший завет" (реж. Жако ван Дормель, 2015)



Наверняка все мы задумывались о том, "а что если..?". Вот это как раз фильм об альтернативных возможностях. Об альтернативных началах, серединах и концах.
Слоган фильма гласит "Бог существует, он живет в Брюсселе". Так оно и есть: Бог живет в страшненькой квартире в типичной многоэтажке, из которой, правда, нет хода во внешний мир. У Него есть семья: жена и дочь. Ну и, разумеется, сын, но сын живет не с ними, он ушел к людям, так сказать. А главной героиней становится 10-летняя дочь Бога, которой все это надоело, и она решает переделать мир по-своему.
В самом начале нам рассказывают о сотворении мира и человека, только в той версии, которая верна для реальности фильма, хоть и приводит к тому же результату, что и реальность за его пределами. Это - первая альтернатива. Потом героиня фильма решается на серьезный поступок: неповиновение, побег из дома и перекраивание реальности по своему разумению. Это - вторая альтернатива. И наконец заканчивается все третьей версией, о которой я умолчу, а то уж больно толстый спойлер выйдет. Такие вот наслоения получаются. И что самое интересное, осуществляется все с помощью компьютера (что сразу относит нас к рассуждениям об искусственном интеллекте, который давно уже захватил наш мир, о Матрице и всем таком прочем). Но данный фильм далек от этого, здесь компьютер - это просто инструмент, а главное - то, кто к этому инструменту имеет доступ.
Фильм разбит на эпизоды-главы, что немного дробит весь фильм, но в итоге все связывается линией Бога, который пытается вернуть мятежную дочь. И несмотря на нелепости, откровенные наивности фильма, огромное количество роялей в кустах, фильм вышел хороший и добрый. Во-первых, интересен сам сюжет, просто хочется досмотреть, чтобы узнать, чем все закончится. Во-вторых, все герои показаны максимально трогательно, а главный антигерой - Бог - скорее смешон и не представляет какой-то серьезной угрозы. А фильм, между тем, затрагивает очень многие проблемы современного общества - и одиночество, и уязвимость, и социальные стереотипы, неудовлетворенность своей работой, семьей, жизнью в общем. И предлагает, хоть и банальные, но ответы. Причем делает это без морализаторства и насаждения "скреп", а мягко и ненавязчиво. Конечно, ситуация в фильме никак не коррелирует с нашей повседневностью, но фильм заставляет задуматься.
Отдельно меня порадовали чисто кинематографичные моменты. Именно ради таких эпизодов и стоит снимать и смотреть кино, они воспринимаются настоящим волшебством, магией. Да, у фильма много промахов, как я уже говорила, но вот коротенький эпизод с танцем руки, например (кто смотрел, тот поймет), вызывает искреннюю улыбку и переживание. Это просто очень красиво и, что делает его еще ценнее, не передаваемо никакими другими способами, кроме кино. Такие моменты редки, я рада, что они до сих пор встречаются в фильмах.