"Патерсон" (реж. Джим Джармуш, 2016)



Наверное последний из крупных фильмов прошлого года, который я хотела посмотреть.
Этот фильм обвиняли во многом - в скучности, затянутости, плоскости, формализ(ь)ме и прочих грехах. Я видела почти все фильмы Джармуша (кроме самых первых, наверное) и могу сказать, что доля правды в этом есть. Ну да ладно, по порядку.
Фильм о водителе автобуса Патерсоне, живущем в маленьком городке Патерсон. Фильм на реальных событиях, действительно был такой человек, который всю жизнь прожил в этом маленьком, ничем не примечательном городке и посвятил ему огромную поэму. Его и играет меланхоличный Адам Драйвер. Он ходит на работу каждый день, после нее возвращается домой к красавице жене, после чего ведет пса на прогулку, чтобы завернуть в бар за стаканчиком пива. Вот и все, собственно. Пока он водит автобус, он вслушивается в разговоры пассажиров, когда сидит в баре - становится свидетелем мелких драм, которые разворачиваются у него на глазах. В свободное от этого всего время, он пишет стихи.
Да, могу понять, почему Джармуша ругали в том, что он ушел в голый стиль без содержания. Здесь и правда очень чувствуется его характерный почерк. Допускаю даже, что он превалирует над смыслом. Но все же никак не соглашусь, что фильм пустой (за это я давно и долго ругаю "Отель Будапешт" Андерсона, но никто со мной не согласен). Фильм неторопливый, немного неуклюжий и неповоротливый, как главный герой. Но мне эти два часа не показались скучными. Фильм атмосферный, требует погружения - как я люблю.
Я вот кстати ни в одной рецензии к фильму не видела такого сравнения, хотя мне оно кажется очевидным - герой Патерсона чем-то похож на Форреста Гампа. Просто тот был придурковатый, а этот - чрезвычайно закрытый в себе, но эффект примерно тот же. Смешная походка, блуждающий взгляд, заторможенная реакция. На лавочке сидит опять же. Все время он молчит, разговоры с другими сводятся только к тому, что другие хотят от него услышать, будь то жена или старик бармен. Единственные проявления его внутреннего мира - это его поступки и стихи, которые он постоянно проговаривает и записывает. Ну и одна единственная фраза, адресованная собаке в конце. Это человек, не терпящий конфликтов, он идет на поводу у всех - у жены, у пса, даже у автобуса, такое ощущение. Меня вообще поразили их семейные отношения - она вся такая фея, ищет себя, то кексы, то гитара, на все это уходит куча денег (которой, судя по лицу героя у них нет), но он не смеет ей перечить, потому что она его "очень хорошо понимает" по его собственным словам. Хотя очевидно, что это не так. Ну да ладно, отвлеклась я.
Герой и сам как автобус - ходит только по заданному маршруту каждый день. Только выходные немного отличаются. Мелкая поломка не в силах выбить его из привычной колеи, под конец фильма он снова войдет в свой обычный ритм. И так - всю жизнь, видимо. Но он не против, его устраивает такая жизнь, а всех в этом городе - устраивает он. Наверное это фильм о человеке, который не стремится, не жаждет, который доволен тем, что имеет. Очень необычное в наши дни кино, может, поэтому оно было так неоднозначно принято зрителями?
Да, на первый взгляд фильм может показаться плоским, бесконфликтным, вялым. Но все эти качества задает герой, а Джармуш умудрился снять неплохой фильм о неинтересном, по сути, человеке. Так что он молодец, я считаю. Плюс хочу отметить сочетание музыки и монтажа, которое, как всегда у этого режиссера, вводит зрителя в некий транс. В общем, фильм мне скорее понравился, хотя, конечно, не самый сильный у Джармуша.

Моя оценка: 7/10.