про саундтрекиЯ придаю большое значение звучащей в фильме музыке. Да и как не придавать? Ведь музыку чаще всего вставляют именно для того, чтобы "зритель" прочувствовал момент так, как режиссер задумал. Ну и звучит красиво, да. А в последние пару дней я просто сижу и слушаю подряд саундтреки из любимых фильмов.
А как еще бывает? Бывает, что фильм любимый и саундтрек, а бывает, что фильм - так себе, а музыка к нему - ну просто класс! Или наоборот - фильм понравился, а саундтрек к нему - такой невнятный, отдельно слушать его нет никакого смысла.
Вот я и задумала написать развернутый пост о том, как еще это бывает.
Если верить статье в Википедии, саундтрек - это сборник музыки, сопровождающей фильм, телесериал, видеоигру, даже книгу. Я видела сборники, вроде "Музыка, упоминающаяся в романах Х.Мураками". Но тут я буду говорить про саундтреки к фильмам (ну и может быть к сериалам).
Саундтреки бывают разными. В мюзиклах весь фильм будет построен на музыке, но сейчас не об этом. Между обычными фильмами и мюзиклами есть одна принципиальная разница, углубляться в которую сейчас не буду.
В обычных фильмах саундтреки делятся на:
- Музыка написана, сыграна и записана специально для этого фильма - английский термин Score.
- Собрание музыкальных композиций, специально подобранных для использования в этом фильме.
Чаще бывает так, что саундтрек будет содержать и оригинальную музыку и готовые песни. Аббревиатура OST (Original SoundTrack) обычно используется для обозначения саундтрека, записанного на тот или иной носитель, например, диск. В наши дни это будет скорее некий виртуальный сборник, который можно купить или скачать из интернета. На той же Википедии пишут, что первый саундтрек, который был выпущен в продажу отдельно от фильма, была музыка к диснеевской Белоснежке 1938 году.
Тут я хочу вставить чудесное исследование, которое проделал и собрал в одно видео кинолюбитель, на чей канал в ю-тубе я подписана (и всем киноманам советую). Видео на английском, к сожалению, но тем не менее очень хорошо рассказывает об индустрии создания саундтреков ко многим современным блокбастерам (в видео собраны фильмы по комиксам Марвел, но это относится и ко многим другим фильмам).
(какого хрена нельзя вставить видео?? приходится давать ссылку)
youtu.be/7vfqkvwW2fs
Дальше хочу упомянуть несколько наиболее известных и знаменитых композиторов, которые пишут музыку для кино. Кстати, хочу заметить, как человек и с музыкальным и с кино-образованием, музыка для кино - это отдельный жанр. Нужно знать специфику и того и другого вида искусства, чтобы написать грамотный и хороший саундтрек.
Итак, композиторы.
- Эннио Морриконе. Написал музыку к более, чем 400-м фильмам. Среди них самые известные - "На несколько долларов больше", "Хороший, плохой, злой", "Двадцатый век", "Однажды в Америке" и т.д. В 2007 году получил Оскар за вклад в киноискусство, в 2016 - за саундтрек к фильму "Омерзительная восьмерка" Тарантино.
- Джон Уильямс. Написал музыку к кино-эпопеям "Индиана Джонс", "Звездные Войны", а также к фильмам "Список Шиндлера", "Инопланетянин" и ко многим другим, к четырем Олимпийским играм (!) и многим телесериалам. Имеет 5 Оскаров и кучу других кино- и музыкальных наград.
- Ханс Циммер. Прорвался в 1988 году с саундтреком к фильму "Человек Дождя", после чего последовали такие блокбастеры, как "Гладиатор", "Перл Харбор", "Код да Винчи", "Пираты Карибского Моря", "Начало" и т.д. В 1995 году получил Оскара за саундтрек к мультфильму "Король Лев".
- Говард Шор. Около 200 фильмов в его дискографии, среди них " Молчание ягнят", "Догма", "Авиатор", "Сумерки", но больше всего его прославили саундтреки к фильмам Питера Джексона - трилогии "Властелина Колец" и "Хоббиту". За первую и тертью часть Властелина Колец получил Оскаров в 2002 и 2004 годах.
- Томас Ньюман. Чуть менее известный и не с такой обширной диско- и фильмографией, но тем не менее, написал музыку к таким прекрасным фильмам, как "Побег из Шоушенка", "Красота по-американски", "ВАЛЛ-И", "007: Координаты Скайфолл", и т.д. 13 номинаций на Оскар, но пока ни одной победы.
- Дэнни Эльфман. Знаменит своим сотрудничеством с Тимом Бертоном, написал музыку к его фильмам "Бэтмен", "Эдвард Руки-ножницы", "Труп невесты" и дургим, а также известен тем, что написал музыку к мульт-сериалу "Симпсоны". Имеет 4 номинации на Оскар, побед на его счету пока нет.
Конечно, это не полный список всех известных кино-композиторов. Список своих личных предпочтений напишу в конце поста.
Как видно из видео-эссе, приведенного выше, не все саундтреки, написанные к фильмам, блещут оригинальностью и обретают популярность отдельно от фильма. Только лучшие из лучших становятся самостоятельным брэндом, который делает фильму дополнительную рекламу и славу. В остальных фильмах музыка будет играть роль фона и эмоционального клея, как я его называю.
Конечно, саундтреки с подобранными готовыми композициями тоже, бывает, выстреливают, но никогда - так ярко, как фильмы с оригинальной музыкой. Да и часто создатели фильма предпочтут нанять композитора для написания музыки, чем использовать готовые треки, так как за них нужно платить за авторские права. Но и с готовыми композициями выходят прекрасные фильмы (часто это комедии и мелодрамы). Например, считаю очень удачными песни, используемые в фильмах "Дневник Бриджит Джонс" или "Реальная любовь".
А еще есть такая вещь, как Оскар за лучшую песню. Это одна из главных номинаций и практически каждый год за эту награду идут сражения, не уступающие битвам в других номинациях. Открыв страницу со списками всех номинантов и победителей, можно найти много интересного. Например, в 90-е годы удивительно много побед было у песен к диснеевским мультфильмам: "Русалочка", "Красавица и Чудовище", "Аладдин", "Король Лев" и "Покахонтас". Вполне заслужено, я считаю. Конечно, не могла не получить премию Селин Дион за свою коронную песню "My heart will go on" из "Титаника". В 2004 году победил Эминэм с песней "Lose Yourself" к фильму "Восьмая миля", а в 2013 - Адель - с песней на титрах к Джеймсу Бонду "007: Координаты Скайфолл". Это - только самые известные и громкие победы, так их, конечно, гораздо больше, а просто хороших и удачно попавших в фильм песен - не счесть!
На самом деле, того, что касается музыки к фильмам, гораздо больше - неизвестного широкой публике, но не менее интересного. В этом посте я лишь поверхностно упомянула о западном кинематографе, композиторах, премиях. Ничего не было сказано ни о восточном, ни о нашем советско-российском кино - об этом можно написать не один и не два отдельных поста.
На самом деле, я просто хотела поделиться своими любимыми саундтреками. Обещала, что напишу список в конце поста, вот он:
1. "Красота по-американски" (композитор Томас Ньюман, 1999)
Это - абсолютно любимейший саундтрек. Могу слушать его на повторе хоть целый день.
Вообще, именно "сцена с пакетом" побудила меня изначально пойти в кино. Так что очень личный фильм и саундтрек для меня.
music.yandex.ru/album/88820
2. "Трудности перевода" (композитор Кевин Шилдс, 2003)
Мой самый любимый фильм, музыка к нему тоже - одна из любимейших. Жаль, что здесь - именно оригинальные композиции только. Звучащие в фильме треки других исполнителей мне тоже очень нравятся.
music.yandex.ru/album/155568
3. "Гладиатор" (композитор Хас Циммер, 2000)
Это - первый саундтрек, который я купила на CD. Вообще, начиная с него я стала обращать внимание на музыку в фильмах.
music.yandex.ru/album/1721136
4. "Горбатая гора" (композитор Густаво Сантаолалья, 2005)
Еще долго после просмотра фильма, в голове звучала музыка и заставляла плакать.
(к сожалению, не могу найти, где послушать онлайн, придется вам поверить мне на слово, что это - прекрасно).
5. "Внутри Льюина Дэвиса" (нет конкретного композитора, 2012)
Реальный прототип героя фильма - фолк-музыкант Дэйв Ван Ронк, его песни и перепевались актерами фильма. Этот саундтрек надолго засел в моем плейлисте. К сожалению, опять не весь сборник целиком, а только некоторые песни.
music.yandex.ru/album/1668665
Желающие поделиться дополнениями или своими любимыми треками - welcome.